Monday, July 11, 2011

Национальная Программная Платформа - новый мегапопил или будет что-то полезное?

Если кто-то следит за телеящиком, то мог заменить знаковое выступление В.В. Путина, в котором он выразил недоумение, куда исчезли 80 миллиардов рублей на развитие «Электронной России» и других госпрограмм по ИТ.

И вот, мы наблюдаем старт нового госпроекта — Национальной Программной Платформы, с очень сильным акцентом на СПО (свободное программное обеспечение. Не всегда — бесплатное, но [обычно] — в исходных кодах). Интересно разобраться, что готовят нам чиновники, ведь «национальная платформа» звучит серьезно и может затронуть всех нас.

Первые истоки (читай — финансы), находятся в небольшом документе "Перечень технологических платформ, предлагаемых для утверждения Правительственной комиссией по высоким технологиям и инновациям", в котором перечислены все технологические платформы, нужные развития Росийской Федерации в инновационном ключе. Их там много, но нас интересует Национальная Программная Платформа.

В "Справка о Перечне технологических платформ..." в пункте 4 перечислены виды ПО, которое будет входить в НПП. Рекомендую посмотреть, но если коротко — там перечислено вообще все, начиная с базового системного ПО:
• Операционные системы
• Компиляторные технологии
• Виртуализация
• Веб-серверы
• Серверы приложений
• СУБД (в т.ч. нереляционные)

до технологий построения электронных государственных решений, систем распознавания образов, защиты мобильного трафика, искусственного интеллекта и т.д. и т.п.

Фактически, достаточно полный список того, чем ИТ занимается (впрочем, систем для расчета конечных элементов, гидравлики и прочего сопромата я не нашел).

Но, для чего этот список составлен, что делать с перечисленными видами ПО? Разработать все это ПО «с нуля» просто нереально, купить компании, это производящее — стабфонда не хватит…
Читаем «Основные цели создания предлагаемой технологической платформы»:

• Изменение структуры затрат (в т.ч. государственных структур) на ИТ и переориентацию финансовых потоков на отечественный рынок (импортозамещение).
• Обеспечение национальной безопасности страны в части технологической независимости и информационной безопасности.
• Ликвидацию отставания в объеме и уровне использования ИТ в экономике, государственном управлении и общественной жизни.
• Развитие системы образования, прикладных и фундаментальных исследований в области ИТ.
• Развитие отечественных центров разработки информационных технологий мирового класса за счет расширения интеграционных связей между фундаментальной и прикладной наукой, системой образования и промышленностью, в том числе международных.
• Повышение конкурентоспособности отечественных ИТ-продуктов на отечественном и мировом рынках.

Цели исключительно благие. Не хватает только «Повышение морального уровня системных администраторов и программистов (пиво глазом не открывать, свитер раз в неделю менять)» :)

Возникает вопрос, как этих целей добиться?

А тут и ответ есть:

-Поэтапная разработка и внедрение российской национальной программной платформы (НПП) на основе свободного ПО (СПО) и отечественного проприетарного ПО, включающей в себя следующие основные составляющие:
• Единая техническая инфраструктура распределенной разработки, сборки, поддержки и распространения программных решений и технологий в составе НПП.
• Набор профилей стандартов, обеспечивающих совместимость компонентов НПП, набор соответствующих средств управления профилями и инструментов верификации.
• Набор технологий (в том числе базовых программных компонентов, инструментов и систем) эффективного создания ПО и ИТ-решений, реализованных в виде программных компонент, включенных в единую техническую инфраструктуру.
• Набор типовых прикладных решений на основе включенных в единую техническую инфраструктуру отечественного свободного программного обеспечения и проприетарного прикладного ПО российских производителей.
— Повышение уровня грамотности в области использования ИТ, стимулирование внедрения решений, входящих в НПП, в госсекторе и бизнесе.
— Интеграция отечественных разработчиков СПО в ключевые международные проекты.
— Развитие существующих и создание новых отечественных коллективов и научных школ, совмещающих в себе исследовательскую, образовательную и производственную деятельность в области ИТ. Создание многоуровневой системы опережающей подготовки IT-кадров.

Переводя на русских язык с «чиновьичего», идея вообще выглядит разумной — взять проекты с исходным кодом, доработать их под российскую специфику (локализация, документация, защита данных, всякие ФСТЭК и ФСБ сертификаты 1Г и прочее) и российским госорганам и, по возможности, предприятиям, продавать (про «отдавать», как в «настоящем open-source» полагается, даже и не стоит начинать разговор, т.к. если деньги за лицензии внутри России будут оставаться, то это будет реальный прогресс и отход от «колониальщины»).

Но наводит на размышления употребление терминов и устойчивых выражений типа «единая инфраструктура», «набор профилей», «повышение уровня грамотности», «интеграция»…
Скажете, «пахнет опилками»? — А потому что конкретики, что и как делать, нет, а значит, можно состряпать пару десятков отчетов и «закрыть вопросы», а каков будет реальный результат — неизвестно.
Но это все подозрения и предположения, так сказать, хотя и основанные на устоявшей практике.

Основную проблему составляет кардинальная, я бы сказал, глубочайшая разница в подходах между развитием проектов открытого кода и методов работы государственной машины.

Open-source проект может управляться по-разному, но суть одна — заинтересованные компании хоть и влияют на разработчиков, но никогда полностью не «ложатся» под «заказчика» (в смысле — потребителя фич), даже если это Министерство Обороны США или (вдруг) правительство России. Взаимодействие происходит на уровне грантов для разработчиков и групп разработчиков, которые в рамках roadmap-продукта выполняют те или иные задачи. Кодом никто не владеет, а решения принимаются сообществом.

А как работает [наше] правительство? Оно создает планы (кем составленные?) и требует их выполнения. Неважно, что планы не дают реальных результатов, и даже премьер-министр не знает, куда делось 80 миллиардов или около того, главное — есть планы, есть отчеты, под это можно давать деньги (и, как следствие, деньги легко пилить).

Казалось бы, декларируя идею перехода на СПО open source, можно было задуматься о создании гибких методов взаимодействия с разработчиками open-source продуктов…

Процесс находится в самом начале, и хотя [потенциально] еще не все потеряно, есть ощущение, что
НПП станет еще одной поляной, покрытой свежими пеньками.

Сейчас известно, что Национальной Программной Платформой будет заниматься концерн Сириус.
Вот сайт для НПП создали http://tp-npp.ru, 1 июля что-то подписали.

Интересный вопрос — к кому нибудь из реальных разработчиков open-source эти люди обращались? Как вообще будет проходить отбор open-source проектов в «единую техническую инфраструктуру», по каким критериям и конкурсам?
Пока только вопросы, ответов нет, а хотелось бы, чтобы создание национальной программной платформы обсуждалось бы с российским ИТ-сообществом.