Wednesday, December 16, 2009

Новое поколение выбрало Пепси. Точка, абзац.

В последнее время часто возникает тема "как заставить разработчика изучить что-то новое". Ну как же так, новые технологии, языки, расширения, библиотеки - а народ массово сидит на каком-то старье. Как же заставить?
Правильный ответ - никак. Уже с черте какого-то года просто каждое поколение все время выбирает пепси. Естественно, пепси у всех разный (хотя это все тот же пепси, по сути то).
Сначала новое поколение борется за то, чтобы их пепси было признано самым пепсистым в мире, а потом пьет его до конца карьеры или жизни, смотря что наступит раньше.
Т.е., по большому счету, это такая ускоренная реализация теории научных революций Карла Поппера - в науке некая парадигма/совокупность теорий держится "в обойме" до того, как не вымрут или потеряют влияние старперы-основатели. Но в науке оперируют сложными вещами, которые лучше всего удается "продавать" и получать гранты и финансирование убеленным сединой старикам, а в ИТ все проще - старое поколение просто пинком вышибается, потому что оно не модное и тупо денег меньше зарабатывает.
Конечно, по прежнему нужны спецы по мейнфремам (ВГТРК регулярно держало такие вакансии открытыми, как я помню), по прежнему специалист по C++, глубоко разбирающийся в предмете, может неплохо устроиться...
Но факт есть факт - новая волна пепсистов накатывает каждые несколько лет. Пока это были "технологические" волны, а старики из первых волн благополучно оседали на руководящих должностях в ИТ, шли в консультанты-ИТ-директоры-директоры-по-развитию и т.д.

Сейчас ситуация поменялась. Во-первых, экстенсивное развитие ИТ замедлилось (и само по себе, и благодаря кризису-шмизису), во-вторых, люди из последнего поколения ИТ-пепси, имеют, скажем так, другую ориентацию - на веб. Порог входа в веб-разработчики очень низкий, кривая обучения простая, а с популярными CMS веб-разработка вообще превращается в контент-менеджемент.
Если нынешний ИТ-директор худо бедно напряжет мозги и вспомнит хотя бы 2 уровня изолированности транзакций, то молодежь этого не знает и знать в общем-то не хочет - деньги ведь платят за верстку страничек и SEO-оптимизацию.
Конечно, и раньше были эникейщики, которые выполняли простейшую поддержку, но всегда был (и был модным, пепсистым, так сказать) резерв из настоящих программеров и ИТ-спеов глубокого уровня. Сейчас этот слой сократился - модно делать модные сайты, совмещая работу веб-дизайнера и веб-программиста. Легко и денежно.

Вы, наверное, думаете, что это пессимистичный пост? Отнюдь-отнюдь, как говаривал Чингачгук :)

Я лично надеюсь, что в дальней перспективе (3-5 лет) произойдет долгожданная сегментация среди ИТ-специалистов и оздоровление ИТ-отрасли в целом.
Нынешние верстальщики и лабальщики сайтов найдут себя в жизни не как ИТ-специалисты, как это было с предыдущими поколениями, а займутся другими вещами и в конце концов просто станут продвинутыми пользователями.
Старые проверенные перцы, которым сейчас 30-35, останутся в строю еще до 45, и в свои ряды будут принимать только прилично обученных новичков.
Т.е. уйдет пена из ИТ, количество самопальных верстунов упадет, но за их счет увеличится в обществе понимание ценности сложных информационных технологий, что даст возможность профессионалам ИТ заниматься своим делом - создавать качественный софт, и при этом не бороться с общественным мнением "да мне это студент за 3 бутылки пива напишет".
Естественно, не факт, что качественный софт будет таким же, как сейчас :)

Нынешнее поколение со своим пепси должно уйти, а новое поколение должно принести, наконец, колы, или кваса :)
Post a Comment