Wednesday, May 11, 2011

Опыты с лекарственными средствами

Я думаю, все мои читатели читали "Peopleware" (в русском варианте звучит как "Человеческий фактор: успешные проекты и команды"). Отличная, классическая книга, в которой авторы отвечают на вечный вопрос - почему успешны успешные ИТ-проекты.
Там множество интересных выводов (среди моих любимых - тот факт, что лучшие программисты работают в 10 раз эффективнее средних программистов), но, помимо прочего, рефреном повторяется тот факт, что программист, работающий над сложной задачей, связанной с интенсивным абстрактным мышлением, должен быть максимально сосредоточен - его не должны отвлекать коллеги, неудобные кресла, бликующий монитор и т.д. и т.п. Не могу не согласиться (особенно бесят ковыряющиеся в носу коллеги и бликующие мониторы).

Но ведь это подход "снаружи", а ведь есть подход и "изнутри" - с помощью определенных лекарственных средств можно стимулировать внимание и сосредоточенность.

Страшилки про то, как американские летчики во Вьетнаме и Ираке наедались всяких таблеток и слетали с катушек, я читал, но ведь, как писал Фредерик Пол в гениальном рассказе "Я - это другое дело", программисты никак не могут сравниться ни по уровню стресса, ни по физическому напряжению с людьми "боевых" профессий, а вот в сосредоточенности очень нуждаются, поэтому почему бы и не попробовать.


Хотя я интенсивно не программирую уже давно, но разбираться в спецификациях,  писать длинные технические концепции, скрупулезно изучать чужие документы - приходится достаточно часто (и при этом практически отсутствует чувство драйва, свойственное программистам, когда они пишут оригинальный код).

Исключительно с целью разобраться в вопросе, я провел несколько опытов с лекарственными средствами "мозговой" направленности, результатами которых теперь решил поделиться с общественностью.
По каждому препарату я консультировался со знакомым провизором, а также опрашивал знакомых "с опытом применения" и изучал отзывы в интернете.


Прозак

Конечно, первым делом на ум приходит Прозак, о котором снимают фильмы (Нация прозака) и упоминают где ни попадя. Из последнего, что я прочел на тему "прозаковости", была отличная книга "Области Тьмы" (и совершенно по-американски "засахаренный" и потому малоинтересный фильм).
Прозак однозначно определяется как антидепрессант, а русские люди, как известно из кинофильма "Красная жара", при депрессии пьют водку.
Провизор сообщила, что раз нет депрессии, то незачем и принимать средства против депрессии. Пара человек, которые принимали Прозак, не сообщили ничего привлекательного, отзывы в интернете очень разные и противоречивые, а список побочных эффектов довольно длинный. В общем, прозак я употреблять не стал даже в целях тестирования, так как по всем признакам для достижения моей цели (собранность и сосредоточенность при решении длительных скучных задач) он не годится.

Фенотропил
Следующим препаратом, который я ста изучать, стал фенотропил. Провизор ничего конкретного не смогла сказать по поводу этого препарата, кроме общих фраз вроде "практически безвреден" и "вероятен эффект плацебо". Отзывы в интернете в основном положительные, с небольшими вкраплениями людей, которым "поплохело" (ухудшение настроение вместо улучшения, повышенная раздражительность)  и довольно большим числом тех, кто не заметил эффекта.
Опрос знакомых неожиданно выявил поклонников этого средства - один знакомый программист (из числа тех самых лучших, которые делают в 10 раз больше середняков) даже заявил, что с фенотропилом он делает в 2 раза больше за день - растет сосредоточенность, меньше ошибок, в общем, однозначно "за".
Получив такие результаты, я начал тестирование. Фенотропил довольно дорогой - около 800 рублей за 30 таблеток, обычная доза - 1 таблетка в день. Пачка в 10 таблеток продается по ~400 рублей.
Подозрение, что это чистое плацебо, я отверг практически сразу. Фенотропил действует на физическом уровне, причем достаточно быстро - минут через 15 ощущается покалывание в конечностях. Как-то получилось, что я стал делать небольшую разминку после приема фенотропила - несколько махов руками, ногами, пара приседаний, наклонов - чтобы разогнать кровь. Позже я прочел, что многие тоже так делают.
А что же с т.з. сосредоточенности? Сложно сказать. Однозначно, повышалась работоспособность, и я мог "провалиться" в какую-то задачу на час или два,  но одновременно повышалась "переключаемость". Наверное, именно для программиста это не является проблемой, так как число задач небольшое,  но я как раз не программист.
Т.е., условно, это выглядело так - я взялся писать статью, бодро написал пару страниц, и тут пришло письмо с интересным запросом... как-то  неожиданно для себя я обнаружил, что через два часа я изучаю совсем другой вопрос, а на рабочем столе 50 открытых окон. При этом я переделал (или хотя бы заметно продвинулся) кучу дел  - т.е. эффективность все-таки возросла. Попытки исключить внешние воздействия путем выключения мыла, скайпа и остальных мессенджеров осложнялись объективными обстоятельствами (вроде звонков коллег и клиентов "Куда пропал?!").
Длительность эффекта у меня была обычно часа два-три, потом наступал период некого торможения - начиналось хотеться спать.  Я пытался бороться с этим эффектом с помощью кофе (натурального и правильно сваренного, разумеется), но большого успеха не достиг - скорее наоборот, при совмещении фенотропила и кофе начинался эффект "дерготни": хотелось куда-нибудь побежать, размяться физически - ну а пробежавшись и размявшись, снова хотелось спать :)
Выводы следующие - фенотропил позволяет быстро сосредоточиться и увеличивает производительность, но для работы, где существует большое количество входных воздействий, на которые надо реагировать с определенным приоритетом, может не подойти.
Судя по отзывам, существует ряд индивидуальных эффектов, вроде покалывания в конечностях, которые могут проявляться, а могут и нет.
Как результат, я держу в аптечке пачку фенотропила (остатки той изначально пачки в 30 таблеток), и когда нужно срочно написать что-то длинное и связное, или разобраться (наконец) со спецификацией на 40 листов (к тому же на английском языке) - я его принимаю.

Мелаксен
Другой проблемой, с которой сталкиваются многие работники ИТ-индустрии, является сильно смещенный "в ночь" график. Я постоянно ложусь спать в 1-2 ночи, просыпаюсь поздно и часто в "расклеенном" состоянии. От этого страдают ценные утренние часы и сбивается весь график - если проснулся в 10-30 утра, лечь в 23-00 будет сложно, в результате занимаешься всякой чепухой, время пролетает - и с утра опять по новой.
Чтобы решить проблему, я решил воспользоваться снотворным (и легким антидепрессантом) - мелаксеном. Провизор сказала, что надо больше бывать на воздухе, меньше сидеть за компьютером и тогда никакие снотворные не нужны, а также предупредила, что список побочных эффектов довольно большой.

С другой стороны, я получил несколько положительных отзывов от коллег из Майкрософта, которые активно пользовались мелаксеном для коррекции джет-лагов - т.е. чтобы заснуть не в своем часовом поясе и с утра переключиться в рабочий режим. Это актуальная проблема при полетах в Америку или Азию.

Приступил к тестированию я в 22-30 - выпил таблетку , чтобы заснуть через 30-40 минут, и улегся в постель. Эффект был очень интересный - конечности, шея, лицевые мышцы расслабились, появилось тепло во всем теле. Дыхание было ровным, неглубоким - в общем, все признаки глубокого сна налицо. Но в то же время, я не спал. Где-то часа полтора я лежал, находясь в ясном сознании, мысли перескакивали с одного на другое, потом мне это надоело и я решил встать и пройтись.  Я прошелся по квартире и ощутил, что выспался. Это мне совсем не понравилось, т.к. я собирался встать в 7 утра, но заставить себя заснуть оказалось тяжело. В общем, где-то в 2 ночи я заснул.
На следующий день я поразмыслил над происшедшим и пришел к выводу, что переволновался и испортил весь эксперимент. Чтобы провести более чистый эксперимент, я решил зарядиться позитивом, и на ночь посмотрел какую-то немудрящую старую комедию (вроде это были "Горячие головы"), принял таблетку, душ и спать. На этот раз я моментально заснул в районе 23-30, но проснулся... опять в 10-30 утра. Плюс - отлично выспался, минус - не увидел эффекта от мелаксена.
В общем, дело не пошло. С джет-лагами я по-прежнему борюсь классическим способом  - на ужин заказать борща и выпить под него грамм 100 водки, а с потерей утренних часов - назначая совещания и звонки на ранее время. Помогает не всегда, к сожалению :)

Омегатрин
Про жирные кислоты Омега-3 ходят разнообразные слухи, в описании препаратов на их основе указывается, что омега-3-кислоты, помимо борьбы с атеросклерозом, способствуют улучшению памяти и когнитивных способностей.
Провизор охарактеризовала Омега-3 как умеренно-полезную биодобавку к пище и порекомендовала российский препарат "Омегатрин", который обладает правильным соотношением качества и цены (в районе 200 рублей).
Среди знакомых я не нашел фанатов или противников омега-3-препаратов, поэтому решил быть первопроходцем.
Сразу скажу, моментальных результатов прием омегатрина не дает. Я пропил месячный курс, по ощущениям есть некоторое улучшение производительности. По сравнению с фенотропилом результат не мгновенный, но вроде бы постоянный.
Учитывая, что омега-кислоты ранее был известен как рыбий жир, думаю, какая-то польза от этого есть, но не слишком большая. Думаю, что ближе к осени пропью еще один курс омегатрина,

Вот, собственно, и все опыты. Будьте здоровы.




10 comments:

ryzed said...

Фенотропил странный, почувствовал эффект только от первых двух таблеток.
Остальные не пробовал.

Dzmitry Krakadzeyau said...

Помню, у нас некоторые принимали таблетки (не помню названия), когда писали диплом. Я тогда обошелся без них.

Блин, куда катится этот мир? Что мы вообще можем без химии? Я сам по образованию химик, но мне все это ой как не нравится...

Xiaose said...

Для того чтобы заснуть использую кетанов + феназепам. Это быстро расслабляет и спокойно засыпаешь. Да и просыпаешься отдохнувшим.

Unknown said...

Еще есть глицин. Но от него нет явно выраженного эффекта.
В целом ощущается повышение работоспособности и улучшается "засыпаемость"

fraks said...

Перед употреблением фенотропила надо сначала выспаться. Даже в аннотации сказано что иначе может наоборот появиться неодолимая сонливость.

Первый день на фенотропиле дает хороший прирост в работоспособности, я как программер "проваливаюсь" в работу и времени не замечаешь. Перескоков на другие задачи не заметил, наоборот - помогает сконцентрироваться на чем-то одном и не скакать по верхушкам от бессилия заняться чем-то конкретным.

Однако через 1-2 дня на фенотропиле эффект падает и накатывает тупизна. Т.е. препарат концентрирует работоспособность отнимая ее в будущем. По крайней мере у меня.

На постоянной основе фенотропил не употребляю, из-за этих эффектов.
Эффективное применение - 1-2-3 раза в неделю, не больше.

У меня зрение -4 и фенозепам его заметно улучшает, причем очень быстро, что даже пугает - не может препарат так быстро действующим быть безвредным :) Если сработало - то действует несколько часов.
Но со зрением срабатывает не всегда почему-то.

Припоминается из "В августе 44-го" что у СМЕРШ были таблетки фенамин, по описанию схожие на фенатропил.

Unknown said...

Спасибо за интересную статью, интересен эффект фенотропила, в будущем обязательно попробую. В данный момент я испытываю прозак, ну как сказать испытываю, по сути я им лечусь, ну и веду блог соответственно, в котором указываю все изменения в психике что происходят, в режиме реального времени. Собственно почти ради этого блог и создал, вдруг кому-нибудь это будет интересно.

Alexey Kovyazin said...

2Александр
почитал Ваш блог.
По-моему, надо обратиться к терапевту. Панические атаки - частое следствие аритмии.

samrat said...

Понимаю, тупанул, про "Области тьмы", но каждый видит слона по своему :). А так называемый шустряк, увы, очень быстро теряет продуктивную составляющую, хотя наблюдать его можно на любых стимуляторах.

samrat said...

В общем так, господа "химики" и "естествоиспытатели". Как титулярный советник пробирной палаты, довожу до Вашего сведения: все описанные выше препараты могут Вам помочь, только в ситуации "цейтнота" на короткий промежуток времени. Светлая идея "жить на химии", утопична по своей природе. Потому, положа руку на половой орган, советую всем:
1. Высыпаться. Естественными путём.
2. Понимать и осознавать пределы своих способностей.
ПС: пишу сии строки под воздействием 1,5литра пыва и недавних похорон и он-лайн поминок ведущего кодера и программера ннм-клуба: http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=336575

Unknown said...

Странно, почему нет фенибута, пирацетама, кофеина(Б-Н)?
А вообще, пишите про DXM и псилоцибиновые грибы.