Продолжение предыдущего поста было переработано и выйдет в виде статьи в "Компьютерре" в ближайшее время (наверное, выйдет). Вместо этого:
Про боссов
Все помнят ту песню Меладзе «Боссы бывают разные» и дальше там неприличные намеки на половую ориентацию руководящего состава, из-за чего песню пришлось переделать про девушек. Но главные слова остались – «Каждому хочется на чем-нибудь заморочиться». Боссы – они такие…
Нет, я ни в коем случае не хочу огульно обвинять руководящих работников в нечеловеческой сущности и антигуманном поведении. Просто все люди разные и все по разному воспринимают власть над другими людьми.
Все, наверное, сталкивались с мелкими чинушами, надувшимися от важности, ради подписи которых приходится стоять очередь и унижаться перед «Их Высоковы@бством». Была б моя воля, немедленно разогнал бы все паспортные столы, в первую очередь, потом бы взялся за бездельников в ЖЭКах, с которых начинается и которыми поддерживается разруха в России… А дальше... эх :-)
Но боссы над программистами – к ним особый подход. Предполагается, что программисты – люди умные, независимые, творческие, к которым особый подход нужен. Даже книжку написали для руководителей – «Как пасти котов». Книжка, конечно, хорошая, и почитать ее нужно, особенно боссам, и особенно раздел про сытную кормежку – программисты, как и коты, очень любят красную рыбу и другие деликатесы. А если в момент тяжелой отладки пакет с вискасом под руку положить, то захрустят ничуть не хуже, чем чипсами.
Чем долго шутки шутить, резанем-ка правду-матку. ИТ-босс может быть хорошим, если обладает 3 главными качествами: уважением, знаниями и смелостью.
Уважение
Уважение поставлено на первое место, так как это действительно очень важно. Босс должен уважать подчиненных, а подчиненные должны уважать босса. Остальные методы не работают. Я знавал одного босса, который наводил просто ужас на подчиненных… Он орал так, что стены тряслись, матерился на подчиненных почем зря, матом крыл женщин-юзеров (и не всегда за дело, надо сказать :) и вообще, прямо скажем, напрашивался на хороший удар по физиономии. Но дело было в голодные 90-е годы, да еще в провинции, а зарплату на том предприятии платили очень высокую, поэтому люди ломали в себе гордость и работали. С начальством же босс был вежлив, как выпускник Оксфорда с английской королевой, и скромен, как мать Тереза с сиротами.
Но когда это псих-босс все же допрыгался, и его, наконец, уволили, ни один человек на предприятии не пожал ему руку, все просто отворачивались. Более того, его все хорошо знали и нигде не брали на работу (обратная сторона провинции), поэтому пришлось ему переехать. Надеюсь, что в такую ситуацию никто из моих читателей никогда не попадет.
Кстати, никаких особых свершений под его руководством не было совершено – так, поддерживали корпоративную систему.
Конечно, это предельный случай, но он хорошо показывает, что давлением и криками ничего не добьешься. Конечно, бить физию такому боссу бесполезно, лучше уволиться и найти другую работу.… Хотя я слышал историю про то, как в одной конторе, которая занималась разработкой и внедрением ERP-системы, один босс своими маркетинговыми шагами довел компанию до разорения… ну и решил все свалить на программистов, дескать, плохую систему сделали. Смысла в этом не было, просто морально обидно. Ребятам было нечего терять, и они начистили ему физиономию (по честному, один на один), от чего получили глубочайшее моральное удовлетворение. Но я, конечно, против насилия :-)
Антиподом псих-боссам являются пан-боссы, то есть панибратством пытающиеся завоевать доверие и любовь программистов. «Ну что, Андрюшенька, сделаешь модульчик для меня, а?», «Мужики, я вам пива принес, давайте еще часик поработайте, а то меня завтра директор взгреет» и другие фразы четко характеризуют пан-босса. Вообще пан-боссу сложно удержаться на своем месте, так как большое начальство очень не любит подобных отношений с подчиненными. Но к сожалении, часто большое начальство посещает только 3 комнаты в компании (в порядке возрастания важности дел) – свой кабинет, комнату для совещаний и туалет; поэтому отношения начальников среднего звена с подчиненными оказываются вне поля их зрения.
В одной конторе был случай, когда программисты полгода не могли большому руководству донести мысль, что новый начальник ИТ-отдела ведет себя странно, и называть выпускников Бауманки «мои дурашки» и приносить малиновые тортики на работу как-то неправильно, а перевязывать ТЗ ленточками вообще глупо, однако директор почему-то злился на жалобщиков и обзывал их шовинистами.
Все прояснилось, когда жена одного из программеров заметила директора в модном салоне красоте с молодым человеком определенно-жеманного вида, то бишь он был из этих самых, ну вы поняли.… и, похоже, думал, что начальник ИТ-отдела тоже из «наших, противных»! Хотя у того была жена и 3 детей (или 4?).
Я уж не знаю, каким образом начальник ИТ-отдела поддерживал в нем эту уверенность (ежедневными отчетами?), но факт налицо… В конце концов программеры нормальной ориентации оттуда уволились, ну, почти все… Ну и коллектив через полгода ротации тоже подобрался соответствующий…. Теперь без розовой ленточки отчеты там не принимают...
В общем, то, что взаимное уважение (ну, до определенных пределов, конечно) необходимо, согласятся все. Уважение может быть разное, конечно – в маленьких коллективах оно может быть наподобие «чувства локтя», когда босс является «играющим тренером» и делит с подчиненными все тяготы и невзгоды полевой жизни, как это говорится в романах. Если же подчиненных достаточно много, и заниматься лично разработкой уже невозможно, то на первый план выходит личная харизма. В принципе, харизма проявляется при первом разговоре с собеседником – если он располагает вас к себе, и вы легко принимаете его лидерство, то это скорее хороший босс… Исключений два – это цыгане-гипнотизеры (это не босс! Не отдавайте им свою зарплату!) и напыщенные ничтожества, у которых харизма настолько раздулась, что для знаний места не осталось.
Знания
Второе ключевое отличие хорошего ИТ-босса от плохого – это его знания. Наличие знаний является необходимым (но недостаточным) условием наличия уважения.
Я помню как один мой босс в самом начале карьеры полчаса мне объяснял, как я должен реализовать группировку по ключевым позициям справочника путем открытия набора данных, прохождения по нему, построения агрегатов в памяти и т.д. и т.п. Выслушав его, я написал запрос SELECT с GROUP BY, который делал тоже самое в 2 строчки… И долго потом объяснял доказывал, что это не грязный хак и что такое SQL. С уважением не заладилось, в общем. :-)
Наличие знаний не означает, что босс должен знать все. Во-первых, это невозможно, во-вторых, не нужно. Босс должен знать 2 вещи – направление движения и ловушки на этом пути. Сигнатуру функции по извлечению информации из реестра он помнить не обязан.
В тоже время «плавать» по конкретному вопросу он тоже не должен. Конечно, довольно сложно определить, понимает ли что босс в изложении трехуровневой архитектуры на базе Web Services, которую вы ему уже третий час излагаете, так как кроме «Угу» и «А это что такое» он ничего не говорит. Однако не стоит забываться и распускать хвост, так как можно получить неожиданно жесткий и точный вопрос, который вы сами то хотели бы забыть как страшный сон, а чтобы его босс спрашивал, да еще без подготовки…
Вообще это искусство – построить разговор с боссом таким образом, чтобы не получить в 2 раза больший объем технического задания.
Мегабосс, босс который все знает, все делает лучше вас, может угнетать. Если вы не настроены «учиться, учиться и еще раз учиться», в вообще думаете, что представляете из себя большого специалиста, который сам кого хочешь поучит; и попали мегабоссу в лапы, то постоянное сидение в луже может изрядно подорвать ваше самомнение.
Я знал неплохого программиста, который не мог смириться с тем, что босс (это был именно играющий тренер) знает и умеет что-то концептуально лучше, да и еще может это объяснить и разложить по полочкам. Шок от необходимости учиться и подтягиваться до уровня команды был так велик, что он быстро уволился…
Не хочется говорить про туп-боссов, которые действительно нихрена не знают в том, чем руководят. Чаще всего такие люди сидят в заорганизованных компаниях, где масса интриг и ИТ-отдел это всего лишь придаток к производству, и главное – это интриги. Туп-боссы очень внимательны к деталям и мелочам. Им приходится служить прослойкой между ничего не понимающими большими начальниками и программистами, которые быстро понимают что за начальник у них появился. Так вот, туп-боссы читают журнал «Эксперт» от корки до корки, побуквенно записывают названия новейших систем, заставляют каждого программиста делать ежедневный отчет не менее чем на 2 страницы, и компонуют из всего этого великолепные произведения в 150-200 страниц, которые отсылают вышестоящему руководству или докладывают на совещаниях. Очевидно, что любой документ более 3 страниц не читается в принципе, поэтому их деятельность сходит им с рук, пока не грянет гром… Например, в ближайшем будущем я жду сообщения о банкротстве одной мясоперерабатывающей компании, где работает один из туп-боссов.
Смелость
К сожалению, далеко не у каждого начальника ИТ-подразделения есть мужество отстаивать свою точку зрения.
Занимаясь автоматизацией бизнес-процессов, ИТ-босс быстро начинает понимать и видеть взаимосвязи в бизнесе глубже и точнее остальных руководителей… На первом этапе сложно бывает вникнуть в личные и родственные связи, но логическое мышление и простая иерархическая структура любого бизнеса приводят к тому, что ИТ-специалист часто разбирается в бизнесе лучше, чем сам «бизнесмен». Это одна из причин, почему я считаю, что в будущем программисты будут править миром.
Но черт с ним с бизнесом – пока в нашей стране умение уходить от налогов будет важнее стратегии компании и ее инновационной деятельности, можно наплевать на упорядочение бизнес-процессов. В конце концов, чем больше бардака мы оставим после себя, тем больше работы будет у последующих поколений программистов.
Но вот какая смелость точно необходима хорошему ИТ-боссу, так это умение защищать своих сотрудников. Часто ИТ-боссом становится не достойный и способный управлять человек, а тот, кто первым пришел, и к которому потом наняли «помощников». Грубо говоря, взяли просто хорошего аккуратного исполнителя и заставили исполнять функции руководителя. А ведь люди не меняются со временем – они лишь развивают или подавляют свои черты….
Если босс съеживается от нахмуренных бровей бухгалтера, то что же ожидать его подчиненным?
Действительно, при условии экспоненциального роста населения (китайцы нам помогут) каждый ныне живущий программист может стать боссом. Так что давайте постараемся наладить отношения с боссами, заложить, так сказать, добрую традицию - с целью воспользоваться ее плодами позже :)
Что дальше. Неделька была трудной, поэтому Пятница#5 вышла не слишком веселой. ну, как говорят зебры, после черной полосы бывает белая... Или хвост :)
В общем, дальше будет веселее, обещаю :)
4 comments:
Не хочется говорить про туп-боссов, которые действительно нихрена не знают в том, чем руководят. Чаще всего такие люди сидят в заорганизованных компаниях, где масса интриг и ИТ-отдел это всего лишь придаток к производству, и главное – это интриги. Туп-боссы очень внимательны к деталям и мелочам. Им приходится служить прослойкой между ничего не понимающими большими начальниками и программистами, которые быстро понимают что за начальник у них появился.
Блииин, как точно в некоторых местах написано, особенно про туп-боссов!
Пост просто супер!
Респект.
Кстати, песню поет не Меладзе, а отпетые мошенники. Вы должно быть перепутали ее с "девушками из высшего общества" :)
читал и плакал....было бы смешно не будь оно так грустно
Занимаясь автоматизацией бизнес-процессов, ИТ-босс быстро начинает понимать и видеть взаимосвязи в бизнесе глубже и точнее остальных руководителей,- нормальный руководитель сначала ставит бизнес-процессы и регулярный менеджмент, а потом его автоматизирует, а не наоборот
Post a Comment